Реальность изменяется достаточно быстро. И отношение к своему жилью, интерьеру, покупке и аренде недвижимости, дизайну интерьера  уже совсем не то, какое было несколько лет назад.
В Москве особенно заметно, как изменяется отношение к этому: своему жилью, квартире, инвестициям в жилье и интерьер. Вкладывать в недвижимость или нет, арендовать или иметь свое? Сегодня действуют другие решения и основания, чем раньше.

Интересно, как всё будет развиваться  и дальше? Кто будет приобретать свое жильё и вкладывать деньги и время в свой, персонализированный интерьер.
Я решила поговорить на эту тему с человеком, который умеет строить  далеко идущие планы и анализирует экономику будущего профессионально -  с футурологом Кириллом Игнатьевым.
Мы встретились на веранде Кофемании, за завтраком с видом на высотку на Баррикадной.  
Между деловыми поездками по миру и городам России, Кирилл Игнатьев периодически работает в Москве. Где проводит много встреч, занимается вопросами своих бизнес-проектов (среди которых композитное производство, промышленный дизайн, новые IT решения и не только), читает лекции. Одна из которых, кстати,  состоится сегодня.
На встречу Кирилл приехал на велосипеде, что делает довольно  часто и с удовольствием. К тому же,  он тестирует плюсы и минусы электровелосипедов, чтобы создать свой продукт качественным.


Кирилл Игнатьев с радостью поделился своим взглядом на то, какие формы жилья будут существовать в ближайшем будущем.
А ещё мы поговорили о том, на что следует ориентироваться в будущем профессионалам (дизайнерам и архитекторам). Кто и как будет инвестировать в жилье. Какая будет доля аренды квартир и доля инвестиций в собственное жилье. Какими  должны быть коворкинги и коливинги. И об Интерьере, как части самоидентификации человека сегодня.
Кирилл Игнатьев - футуролог, инвестор, предприниматель, председатель совета директоров группы компаний  “Русские инвестиции”
Не только посвящает большое количество времени изучению, анализу и прогнозированию экономики будущего (372 интервью с экспертами мирового класса), но и делится знаниями на лекциях и в рамках образовательных программ созданных им  двух “Точек кипения” - технологической и образовательной (г. Иваново). В составе группы компаний Русские Инвестиции такие проекты как КБ Архипов (инжиниринг и производство из композитов), EYEZON (IT-решение для доступа к визуальному контенту и зрению других людей), Ивановская композитная мануфактура и другие проекты

И.Ф.
На мой взгляд, на сегодняшний день уже наметилось несколько разных групп /форматов жилой недвижимости:
// Современная роскошь. Люди, которые хотят и готовы вкладывать средства в свое жилье. Вкладывать время, финансы. Выбрать свое место по душе, выбирать предметы мебели и искусство, соответствующие уровню и вкусу. Желаемая площадь. Серьезное вложение. Возможно такое жилье будет потом передаваться по наследству
//  Оптимально-минимальное вложение в жилье. Люди, которые считают что жилье должно быть своим (в собственности). Но они вкладывают в него минимум средств, который на данный момент могут себе позволить. И экономя на всех сторонах реализации: готовые решения в дизайне, в планировке. Экономия на мебели и материалах. И сегодня есть много сервисов для этой категории. Но все это достаточно простые и однотипные решения, которые обеспечивают необходимый минимум, но не выражают человека в интерьере. И такие решения похожи друг на друга, в них нет индивидуальности.
// Еще одна категория - это молодое поколение, предприниматели, бизнесмены, которые в данный момент вкладывают средства в себя, бизнес, стартапы, учебу, путешествия. Для них важна свобода перемещения или конкретная локация/город. Они не готовы обзаводиться постоянным жильем - т.к. много перемещаются по миру или вкладывают в данный момент в другое. Они хотят и готовы пользоваться арендным, шеринговым жильем. Аренда квартир, коливинги и другие новые формы  жилья
Что вы об этом думаете? 
Какие группы в основном выделяются сегодня и какие формы жилья будут актуальны в ближайшем будущем?
_____________________________
К.И.
Давайте поподробнее на эту тему поговорим .
Я начну с одной очень перспективной на мой взгляд базовой модели. Потом от нее пойдем в разные стороны
Я считаю, что наиболее перспективная по количеству квадратных метров  и наиболее растущая по количеству кв. метров жилья модель - это модель редизайна/новой обстановки того жилья, которое снимается в аренду.

Мне кажется, что базовым типовым контрактом аренды в рамках которого люди будут менять интерьер - это будет контракт, который заключается на один год. Это, на мой взгляд, будет базовая типовая ситуация. 
Все остальное  - это временное арендное жилье, которое не требует редизайна, с маленьким сроком. А более долгосрочных контрактов в сегодняшнем динамичном мире будет не так много.
Даже если люди имеют жизненный план никогда не покупать жилье, а только  арендовать, они мобильны и мир изменчив. 
И  место может поменяться, вкусы могут поменяться, состав семьи может поменяться и так далее.
Поэтому одна из базовых сценарных историй на ближайшее будущее  - это история связанная с арендой квартиры на один год.
Конечно на этом рынке можно разделить все квартиры на квартиры с готовым интерьером и обстановкой и квартиры, которые сдаются в состоянии без мебели. 
Здесь перспективу для дизайнеров имеет рынок квартир, которые сдаются в аренду без мебели. Это  дома с концепцией  “апартаменты”, которые изначально предназначены для сдачи в аренду и там есть минимальный набор встроенной мебели.
Или это квартиры которые осознанно сдаются без мебели: на усмотрение арендаторов.  
Я думаю, что варианты квартир, предлагаемые без мебели, находятся в ценовом сегменте средний и немного выше. И это позволяет воспользоваться услугами дизайнера для создания нужной атмосферы, интерьера, функциональности.
Нижний ценовой арендный сегмент - как правило это готовый интерьер, и это, как правило, совершенно не про дизайн. Это необходимый минимум. И здесь для личной идентификации и уюта жильцы могут использовать декор, посуду - небольшое количество своих личных вещей. 
Мы исходим из того, что перспективный в этом смысле сегмент  - это люди с арендным контрактом продолжительностью год или около того в среднем и выше среднего ценовом сегменте аренды.
И в основном они снимают жилье без мебели и обстановки. И в этом сегменте всё большую роль и часть будет занимать пользовательский дизайн, а не профессиональные услуги дизайнеров, декораторов, архитекторов.
Это, например,  готовые решения, которые предлагает компания ИКЕА, демонстрируя готовые комнаты и обстановку и многочисленные интернет-ресурсы, платформы и сервисы, которые постепенно выстраиваются по этой модели. 
ИКЕА все больше цифровизуется и также  появляется все больше маленьких конкурентов, которые предоставляют пользовательские сервисы. И дальше, я прогнозирую, платить за это мало кто будет, это будет поиск имиджей и решений в интернете, которые люди будут использовать бесплатно.
Поэтому рынок профессиональных услуг в этой сфере для аренды еще более сужается  и еще больше повышается в своем сегменте. 
Услуги дизайнера для арендного жилья  - это топ сегмент рынка аренды. 
На этом рынке есть 2 типа арендаторов: корпоративные арендаторы (жилье которое снимают корпорации для своих топ-менеджеров). Этот рынок постепенно сужается, т.к. есть тенденция к уменьшению бюджетов корпораций на оплату за своих сотрудников. Сейчас вложения больше относятся к оплате их труда, а не созданию дополнительных условий. К тому же вторая тенденция  - это удаленная работа многих сотрудников  и выбор ими подходящей среды, где им комфортно работать. 
Поэтому мы видим рост и перспективу в рынке аренды вообще, но не видим роста и перспективы в сегменте аренды корпорациями. 
То что касается рынка премиальной  аренды физическими лицами, я думаю что этот рынок будет находиться на уровне некоего динамического баланса, то есть он не будет сильно ни падать, ни расти в ближайшее время и на этом рынке будут востребованы услуги профессионалов. 
Но в меньшем количестве, чем когда люди инвестируют в собственное жилье. Но будут, не так много, но будут.
Последний сегмент этого рынка - это интерьеры доходных домов с апартаментами, которые сдаются в аренду с готовым интерьером и дизайном. Этот рынок, я считаю будет расти.
И в этом смысле перспективная тема дизайнерам - работать с девелоперами, которые будут развивать на растущем рынке аренды жилья предложения с готовым комплексным интерьером, в котором арендатору не надо будет менять в интерьере ничего. 
Вот этот рынок готовых апартаментов, с профессиональным дизайном, построенные специально как арендное жилье  - это точно сегмент, который будет расти. И из всех перечисленных ниже арендных рынков - этот наиболее интересный для работы дизайнеров, декораторов, архитекторов, где заказчиками будут выступать девелоперы этого готового арендного жилья. 
выводы/  Часть АРЕНДА:
1/ Рынок аренды жилья в горизонте контракта на год - будет расти
2/ Он будет отбирать все больше пользователя у рынка покупки жилья
3/ Спрос на услуги профессионалов в области дизайна жилья будет расти скорее всего в очень ограниченном сегменте этого рынка - готовые интерьеры сдающиеся под ключ и построенные как арендный бизнес девелоперами доходных домов.  
Перейдем теперь к анализу других рынков

С одной стороны мы имеем форму Коливинг (это такая реинкарнация представления 20-х годов 20 века о совместной жизни - домах коммунах, но уже в современном формате), 
а с другой стороны - это частное собственное жилье . Которое приобретается как способ самовыражение/самоидентификация, или как инвестиция. 
Это два разных сегмента. Но и та, и другая мотивация будут существовать долгосрочно. 
Эти рынки не исчезнут, по крайней мере ещё долго. Психологически для человека останется надолго привлекательной эта модель - долгосрочной инвестиции в недвижимость. Для людей это очень важно психологически. 
Арендный подход, тем не менее, и доля аренды будет сильно расти по сравнению  с долей покупки. Но покупка квартиры как инвестиция, самоидентификация, как элемент стиля жизни и самовыражения останутся надолго.
КОЛИВИНГИ
Коливинги - возрождение в новой форме коммунального жилья (в основном для молодого поколения). Подход с делением расходов, это приближение среды жилья к среде работы, хобби, развлечений. 
Возможность объединяться по интересам. Коливинги будут успешны, если будут иметь идентификацию, соответствующую лайфстайлу людей.
Коливинги и коворкинги тоже (как и личное жилье)  должны соответствовать самовыражению и лайфстайлу людей. Это форма не только об экономии расходов. Хотя конечно и об этом тоже. Но это также обязательно общение, совместная работа, совместное проведение времени. 
Наиболее успешный коливинг, который я видел, это коливинг в Барселоне. И это стирание границ между жилыми и нежилыми пространствами.
Оно в любом случае происходит, потому что с одной стороны все больше людей работает удаленно и тема рабочего места в офисе становится все менее актуальной.

Люди начинают работать там, где они живут.  С другой стороны людям очень важна среда вдохновения, общения, обмена эмоциями, дружбы, любви. Это тоже свойственно человеку и поэтому он будет выбирать для себя комфортную атмосферу, соответствующую своему стилю жизни, собственному стилю, интересам, специализации.
И поэтому успешные коливинги - это будут коливинги с характером.
Так же, как существует характер человека, также должен быть характер у каждого подобного проекта совместного жилья, совместного творчества, совместной работы.
Уверен, что все начнется с творческих профессий. Потом постепенно это распространится на все сферы (как сейчас мы видим с коворкингами - есть инженерные, узкоспециализированные, гендерные и другие виды коворкингов). 
Но характер обязательно, иначе это не будет успешный проект!
В этом смысле есть большой простор для профессионалов на рынке, и это очень перспективное направление, на мой взгляд, для дизайнеров и архитекторов. И их клиентами снова будут профессиональные девелоперы. 
СОБСТВЕННОЕ ЖИЛЬЕ
То, что касается собственного жилья, как инвестиций. Мне кажется, что инвестиционный подход, тренд его будет сильно связан с уникальным местоположением, с локацией. 
Потому что высокую ликвидность жилью, как инвестиции, обеспечивает некая уникальность: или местоположения или дизайна. В идеале и то, и другое.
При выборе важность местоположения будет повышаться. 
Если мы возьмем картинку развития мирового рынка, то есть места, где эта уникальность по определению  ограничена. Например локации в Европе - озера северной Италии. Озеро Комо. Там есть ограниченное количество участков и вилл и эти места будут вечной ценностью. Или первая линия моря в привлекательных локациях, где уже не будут построено ничего нового. 
В Москве тоже прослеживается эта тенденция. Потенциал развития наиболее востребованных районов, таких как например Патриаршие Пруды - он тоже достаточно ограничен.
И в этом смысле, инвестирование в недвижимость, пусть даже выше среднего по цене, но  в уникальной локации будет означать для людей ту самую абсолютную стабильность инвестиций, которая в первую очередь  психологически охраняет инвестиционный капитал от падения.
Когда люди инвестируют в собственную недвижимость, они не ждут в значительной степени высокого роста доходности, потому что это  в основном недвижимость, где они проживают, а некоммерческая, для дохода. Скорее это рассчитано на то, чтобы не потерять, и чтобы квартира осталась как семейный инвестиционный капитал в семейной стратегии.
В этом случае та история, что это не должно упасть в цене и определяет выбор в сторону уникального местоположения. Я думаю, что рынок будет постепенно именно эту культуру приобретать и инвестиции в уникальное товарное предложение  в уникальное  месторасположение - это будет базовая модель инвестиции.
Дальше, чуть менее важный фактор - это архитектура здания и дизайн конкретного интерьера. Если все это вместе совпадает - это конечно определяет выбор. Если дом интересен, имеет исторические особенности или высокоразвитую инфраструктуру, и дизайн интерьера достойный.
Дизайн и декор, все-таки это явление, подверженное веяниям моды. Поэтому  с инвестиционной точки зрения я бы рекомендовал для частных инвесторов разрабатывать интерьер, который не сильно привязан по актуальности времени. 
Или не сильно идентифицирован сегодняшнему времени или абсолютно исторический, классический - что будет являться некой культурной ценностью и сегодня, и через 100 лет. 
Вневременный или наоборот, очень исторический (что является историей и сейчас и будет через 100 лет). И тогда это прекрасное вложение семейного капитала  в виде недвижимости.
Опять таки, подчеркиваю, главный тренд здесь - это повышенное внимание к уникальной локации и затем уже к факторам, связанным с характеристиками архитектуры здания и интерьера.
Это место может быть где угодно по миру, перспективен и рынок уникальных локаций и вневременных интерьеров.
Это что касается инвестирования недвижимости как семейный капитал. 
 
Это все ориентировано на премиальный рынок. Позволить себе такие локации - это сегмент выше среднего на рынке. 

Вместе с тем логика семейного капитала работает не только в премиальном секторе. Внимание к уникальным локациям - это вечная ценность. 
Во всем остальном ситуация будет колебаться вместе с рынком. Есть индивидуальные особенности города. Например, в Москве так сложился рынок, что инвестиции в жилье в пешей доступности от любой станции метро - это неплохие инвестиции семейного капитала. Это могут быть отдаленные станции метро, небольшие объемы семейного капитала, не элитное жилье.
Это тоже понятные тренды, которые задает логика транспортного развития города. Любые дома на расстоянии 5-7 минут от метро - это объекты интересные для инвестирования семейного капитала. 

Еще есть инвестирование в собственное жилье, связанное с мотивацией  и самовыражением. Такие люди являются лучшими из всех перечисленных категорий клиентами архитекторов и дизайнеров. 
Это люди, которые хотят через свой интерьер, свою квартиру выразить для себя и своих гостей, друзей, мира, фолловеров свое мнение об окружающем мире, стиле жизни, о своем видении. Это такая самоидентификация. 
Интересно, что раньше самым главным элементом самоидентификации была одежда. Сейчас самоидентификация уверенно шагнула далеко вперед и дошла до аксессуаров и до интерьеров. 
Тот сегмент людей (не сильно растущий, а все-таки уменьшающийся), которые приобретают жилье как часть своей самоидентификации - это самый верный клиент для профессионалов на рынке дизайна и архитектуры. Этим людям нужно самовыражение. И это сложно, эти клиенты сложны. Потому что самовыражение - это их внутренний мир.
И если дизайнер не нашел подход и взаимодействие к этому внутреннему миру человека , нужную энергию, не сумел продать ему эмоций, то ничего не получится. 
Интерьер может не получиться, он окажется неудачным, заказчик не захочет платить. Здесь важно научиться предугадывать желания и продавать не готовые решения, сколько эмоции, которых ждет человек.
Это наверное та работа, которая наиболее долгосрочно останется задачей креативных профессий в области дизайна в будущем, потому что с этой задачей очень трудно справиться платформам, искусственному интеллекту. 
А также  самим пользователям, которым нужен будет более совершенный и профессиональный взгляд, более креативный,  чем у них подход людей, которые обладают не только нужными компетенциями, но и могут потратить много времени (больше чем заказчики) на выстраивание для них нужного эмоционального ряда на их собственную самоидентификацию. 
Здесь очень важно, чтобы дизайнер, декоратор или архитектор все больше обладал компетенцией психолога,  (я сейчас часто говорю, в том числе на своих лекциях, что сейчас время совмещения компетенций), имел компетенции частично психотерапии, эмоциональную устойчивость, компетенции в области эмоционального интеллекта. Это то, без чего архитекторам и дизайнерам сегодня никуда.
Стратегически существует 2 способа подхода к эмоциям человека (это классика, вы наверняка об этом знаете), визуальный и пространственный подходы для работы с клиентом (в зависимости от его типа).
Есть категория рациональных людей, которым важнее план, цифры, рациональное мироощущение, логика пространства, мастерплан для них является главным и основополагающим. Дальше к этому можно добавлять на выбор варианты дизайнов и описаний.
И совсем другая категория людей - те кто мыслит образами, визуалы и иррационалы. Им важно показывать образы. Разные образы. Им главное найти свой визуальный стиль. Им можно показать большое количество образов, решений,  и потом уже развивать эту эмоцию в одну историю интерьера.
Это традиционный подход, “физики и лирики”, но и тем и другим нужна своя эмоция - через пространственное или визуальное решение.
Понимание, кто больше из этих типов клиент, предложить ему его вариант и дополнить его дополнительными компетенциями из эмоционального интеллекта, психотерапии. Это и есть навыки дизайнеров будущего  - работать с людьми, которые пытаются через свой интерьер самовыразиться. 
_____________________________
И.Ф.
Кирилл, а что для вас идеальный интерьер?

К. И.
Со мной сложно. Я безусловно визуал. Это для меня важно. И исторически я рос в окружении большого количества антикварных предметов (которые чудом сохранились из дворянской ветви семьи в период революции, войны и переносились по коммунальным квартирам). 
И они каким-то чудом были спасены в условиях жизни в коммунальных квартирах в советское время. Я с детства сформировался как визуал и рос на фоне очень красивых вещей, которые формировали вкус.  И формировали его с историческим акцентом, потому что тогда не было современного дизайна. Поэтому все сформировалось из тех образов, которые принесены из семейной истории. Для меня стало важно и  интересно видеть в первую очередь качество в интерьере, а не то в каком стиле он решен.
Например, мне может нравиться и качественный, со вкусом сделанный минималистичный современный интерьер, например с использованием наших карбоновых изделий, и красивый интерьер в стиле русского или французского ампира, или достойное ар-деко.
В этом смысле я смотрю только на качество. У меня намного больше ориентация на качественный интерьер, чем на стиль. Мне нравятся интерьеры совершенно в разных стилях: В  таком бы интерьере я бы с удовольствием  жил, да, это круто, да это здорово.”
И так как я очень много путешествую, по бизнесу и по жизни, то для меня одним из интересных приключений в жизни является путешествие по хорошим интерьерам хороших отелей. Я для себя чаще всего выбираю интерьеры с хорошим дизайном и совершенно в разных стилях (от исторических, дворцовых, шато до самых современных, минимализма, японского стиля) В этом смысле я коллекционирую интерьеры в виде интерьеров отелей и апартаментов во время путешествий. Я коллекционирую интерьеры для временной остановки.
Свой собственный интерьер... У меня есть разные примеры. В городе Плес есть несколько восстановленных домов, в каждом из которых создан интерьер с логикой, как будто бы владелец этих домов продолжал жить в этих домах сейчас, учитывая современные возможности.
Частично это что-то антикварное, частично это новые технологии - интернет, современные санузлы, декор привезенный из разных поездок. Мы попытались реконструировать мир обратного отсчета на 20-30 -100 лет назад, как бы мог постепенно видоизмениться интерьер этого дома, если бы не было войн и революций 20 века и хозяева и их наследники продолжали бы жить в этом доме. 
В Москве у меня съемная квартира в центре , я считаю в что в Москве удобнее жить в центре жизни и мне нравится, как в последнее время здесь можно жить - ходить пешком и ездить на велосипеде. У меня очень большая машина и я использую ее только для междугородних переездов, в нее удобно садиться большой компанией, удобно ехать и работать, ехать с водителем. Но в последнее время я мало использую машину в центре Москвы.
Я исхожу из того, что при моем активном стиле передвижения нужна большая машина для междугородних поездок -  в  Иваново, Тверскую область, Плес, Питер иногда , но не для перемещений внутри города. Внутри города есть велосипед, ноги - так сегодня удобнее. 
И в данный момент для меня удобнее в Москве иметь съемное жилье  - для меня важна больше локация (лучшая локация пешеходной части Москвы), экономия времени, стиль жизни, возможности встреч, возможность спуститься в кафе. Поэтому я тоже отношусь сейчас к категории людей которые снимают жилье с годовой арендой в Москве. 

А в тех местах, где я бываю реже, у меня тем не менее есть  жилье в собственности с созданным интерьером (это жилье в Питере, жилье в Плесе), Это была моя внутренняя миссия, такая внутренняя игра, чтобы сделать эти интерьеры.  И сейчас иногда я использую их, можно сказать,  для  кратковременной аренды:  там останавливаются мои друзья, коллеги. Эти дома открыты, в них можно приехать. То есть нет такого дома-крепости, закрытого ото всех. 
Back to Top